Советская Россия была шестой страной мира, организовавшей строительство танков - в конце 1920 года на Сормовском заводе в Нижнем Новгороде была начата небольшая серия машин КС ("Красное Сормово"), в целом представлявших собой слегка улучшенный вариант "Рено FT". Но после выпуска двух десятков машин строительство танков в РСФСР прекратилось - страна не могла позволить себе выпуск военной техники на мощностях, которые были жизненно необходимы для производства автомашин и тракторов. Более того, в первую танковую часть, состоящую из отечественных машин, целенаправленно набирались бойцы, знакомые с сельским хозяйством, - в начале 20-х годов эти танки регулярно использовались на сельхозработах. В 1925-1926 годах проводились работы над дальнейшим развитием "Рено", получившим название, Т-16. Но производство следующего варианта машины под маркой Т-18 (он же "малый сопровождения" или МС-1) начали лишь в 1927 году, когда страна приступила к быстрой модернизации армии, а военные теоретики заговорили о создании крупных механизированных подразделений. В следующем году был принят пятилетний план развития вооруженных сил, составленный под руководством начальника Штаба РККА М.Н.Тухачевского. Согласно этому плану до конца 1932 года намечалось выпустить 1075 танков. За три года было построено около 962 машин Т-18. В 1928 году также было начато производство бронеавтомобиля БА-27 на шасси первого советского грузовика АМО-Ф-15, башня которого была унифицирована с танком Т-18. В 1930 году было построено 26 средних танков Т-24 весом в 18 тонн, с броней 20 мм, пушкой 45 мм и тремя пулеметами. В 1929-1930 годах на основе Т-18 были созданы танкетки Т-17 и Т-23, выпущенные малой серией. Постепенно становилось ясно, что "Рено FT", как прототип для новых танков, безнадежно устарел. В 1929 году, одновременно с созданием управления механизации и моторизации РККА, формируется первый опытный механизированный полк, в 1931 году развернутый до бригады. Одновременно утверждается новая программа строительства бронетехники, по которой до конца первой пятилетки должно было быть построено уже 5, 5 тысячи машин! А поскольку к этому моменту в стране не существовало даже приемлемых образцов для создания новых танков, в конце того же 1929 года за рубеж отбывает комиссия во главе с начальником Управления механизации и моторизации РККА И. А. Халепским, задачей которой была закупка в ведущих странах мира бронетехники и лицензий на ее производство. Весной 1930 года комиссия купила в Англии 15 экземпляров танка "Виккерс-6 тонн" с лицензией на его производство и танкетку "Карден-Ллойд", а в Америке - экспериментальный колесно-гусеничный танк изобретателя Дж. У. Кристи, имевший обозначение M. 1931, но реально созданный в 1930 году (в РККА он получил обозначение БТ-1).
С этих машин и началось массовое советское танкостроение. На основе танкетки "Карден-Ллойд" с использованием автомобильных агрегатов начался выпуск танкетки Т-27, чей малый вес (2, 7 т) позволял использовать ее как авиадесантную (с самолетов ТБ-3). "Виккерс-6 тонн" превратился в двухбашенный Т-26 (1600 машин), а танк Кристи получил новую башню с 37-мм пушкой и название БТ-2 (на первых выпусках машины в башне все еще ставилась спарка пулеметов).
Эти машины были запущены в производство в 1931 году. В следующем году часть Т-26 получила 37-мм пушку в правую башню. В 1933 появились однобашенный Т-26 и колесно-гусеничный БТ-5 с 45-мм пушками, а на смену танкетке Т-27 (3328 машин) пришел малый плавающий танк Т-37А (выпущено 2627 штук), в 1936 году замененный танком Т-38 (1375 машин).
В 1933 году был создан первый массовый средний танк Т-28. Он имел вес 25 тонн, броню 30 мм и три башни - две пулеметных и пушечную с 76-мм короткоствольным орудием КТ (до 1940 года выпущено около 600 машин). И наконец, в том же году появился монстр - тяжелый Т-35, из всех многобашенных танков мира в наибольшей степени воплотивший мечту о "сухопутном линкоре". У него было пять башен - одна от Т-28, две от Т-26 и две пулеметные, но всего лишь 30-мм броня сводила на нет огневую мощь 50-тонного громоздкого мастодонта. Всего до 1939 года было выпущено около 60 таких машин (на последних броня усилилась до 50 мм), в 1941 году они показали себя совершенно бесполезными.
Параллельно с ускоренным строительством бронетанковой техники быстро развивалась и теория ее применения. В 1932 году на базе уже упомянутой механизированной бригады был сформирован первый механизированный корпус, по штату имевший 500 танков, 215 бронемашин, 60 орудий и 200 автомобилей. Тогда же было принято временное наставление механизированных войск РККА, которым закреплялось их назначение - глубокая маневренная операция по прорыву обороны противника с целью развития тактического успеха в оперативный. К 1936 году Красная Армия имела 4 механизированных корпуса, 6 отдельных механизированных бригад и 15 механизированных полков в кавалерийских дивизиях. На Киевских маневрах 1935 года и Белорусских 1936 года значение маневренных танковых частей в современной войне было на практике продемонстрировано ошарашенным иностранным представителям.
Впрочем, на всем протяжении 30-х годов в СССР предпочитали выпускать в основном легкие и плавающие танки, постепенно модернизируя их от серии к серии. Т-26 должен был выполнять функции танка поддержки пехоты, а мощный и скоростной БТ с большим запасом хода - использоваться как крейсерский, то есть для глубоких танковых операций. Досужие байки об "автострадном танке", якобы пригодном только для использования на хороших дорогах Европы, относятся к области не слишком научной фантастики: для движения по шоссе вполне можно применять и куда более дешевые бронеавтомобили, что с успехом делали немцы во времена "блицкрига". Колесный же ход колесно-гусеничных машин никогда не предназначался для использования в бою - за счет него увеличивалась "перегоночная дальность" и уменьшался износ гусениц при передвижении вне поля боя. Именно поэтому с появлением более долговечных гусениц колесно-гусеничные танки исчезли.
Широкий интерес к колесно-гусеничному шасси объясняется также тем, что спроектированная Кристи ходовая часть оказалась просто очень удачной, сочетая в себе высокую скорость, маневренность и проходимость - недаром результатом развития линии БТ явился знаменитый танк Т-34.
На некоторых Т-26 и БТ вместо 45-мм пушки устанавливалась 76-мм короткоствольная пушка КТ. В 1936 году была предпринята попытка поставить на Т-26 76-мм зенитную пушку 3К - лицензионное воспроизведение немецкой. Было выпущено 14 экземпляров этой машины, ставшей первой в мире ЗСУ. Однако база оказалась слишком легкой для 76-мм зенитки, а 37-мм автомат Шпитального, которым предполагалось перевооружить, большинство машин серии, так и не был запущен в производство.
В 1935 году появился четырнадцатитонный БТ-7 с усиленным до 22 мм бронированием и увеличенным до 350 км запасом хода (на колесах - 500 км) - он стал самой массовой модификацией БТ (4600 машин). В 1937 году Т-26 получил новую коническую башню и еще два пулемета (один зенитный) - вес вырос с 9, 4 до 10, 3 т. Наконец, в 1939 году был выпущен БТ-7М с дизельным двигателем В-2, сразу давшим прирост в дальности хода, а главное - сделавшим машину гораздо менее пожароопасной и более дешевой в эксплуатации. А вот попытки создать плавающий пушечный танк успехом не увенчались - опытные машины ПТ-1 и ПТ-А оказались не слишком удачными, поэтому линия Т-37 завершилась в 1940 году танком Т-40 с двумя пулеметами (один крупнокалиберный). Всего было построено 668 Т-40, из которых последние 181 машин были вооружены 20-мм автоматической пушкой ТНШ, но зато уже не умели плавать (Т-40С - "сухопутный").
Параллельно с танками строились и бронеавтомобили - в основном легкие и средние. Легкие, созданные на базе легкового автомобиля ГАЗ-А - Д-8 и Д-12 (1931 год) и ФАИ (1932) - весили около 2 тонн и имели на вооружении 1-2 пулемета, сначала в корпусе, а у последнего - в башне. В 1936 году был начат выпуск бронеавтомобиля БА-20М на шасси "эмки" - легкового автомобиля ГАЗ-М1, а в 1938 на ту же базу перевели и ФАИ - так получился почти идентичный ФАИ-М. Средние бронеавтомобили производились на базе трехосного ГАЗ-ААА, весили 5-6 тонн и вооружались облегченной башней танка Т-26 с 45-мм орудием - это были выпускаемые с 1934 года БА-3, БА-6 и БА-10. Все они имели 50-сильный двигатель и бронирование 8-10 мм. Лишь в 1939 году был создан тяжелый бронеавтомобиль БА-11 с мотором в 97 л. с. и усиленной до 13 мм броней. В следующем году на него поставили дизельный двигатель - так получился БА-11Д. Кроме того, в 1937 году небольшими сериями были выпущены плавающий ПБ-7 и полугусеничный БА-30. Бронетранспортер для механизированных частей так и не был создан - только в 1939 году на заводе ЗИС очень маленькой серией выпустили семитонный полугусеничный Б-3.
В 1930 году в СССР было выпущено 170 танков (в основном МС-1), в 1931 - уже 740, в 1932 - 3121 (из которых 1693 составляли танкетки Т-27). В 1933 году выпуск танков составил 3500 машин в год, затем он снизился до 3-3,2 тысячи в год, а в 1938 было выпущено только 2270 танков. Армия была переполнена легкими машинами. Они применялись в боях у озера Хасан, на реке Халхин-Гол, в Китае и Испании. В боевых действиях против японской армии, не имевшей ни сильных танков, ни противотанкового оружия, их эффективность оказалась высокой. Но Испанская война, где на поле боя впервые появились противотанковые пушки (немецкая 37-мм и, в самом конце, - советская 45-мм), показала необходимость усиления бронирования техники. Маневренным механизированным частям потребовался средний крейсерский танк с броней, выдерживающей фугасные снаряды полевых и бронебойные - противотанковых пушек, на что в то время были способны только некоторые тяжелые танки.
Уроки войны в Испании остались практически неучтенными - причем не только в СССР, но и в Италии и Германии. Точнее, в СССР реакция на неожиданную эффективность массовой противотанковой артиллерии оказалась парадоксальной - военные теоретики решили, что снаряд окончательно выиграл противоборство с броней. Интерес к танкам и танковой стратегии упал, производство машин, как уже упоминалось выше, резко снизилось. В 1939 году механизированные корпуса вообще были расформированы как самостоятельные боевые единицы, а танковые подразделения переданы пехотным частям.
Все же конструкторы бронированных машин битву со снарядом проигранной не считали. В 1938 году в Советском Союзе были изготовлены два опытных образца среднего танка Т-46-5 весом около 30 тонн, 45-мм пушкой и броней 60 мм. Но первым танком с противоснарядной броней все же суждено было стать тяжелой машине. В конце 1938 года на двух заводах - Кировском (номер 174) и Ленинградском имени Кирова (номер 185) началась разработка нового тяжелого танка прорыва. Первоначально он был трехбашенным, однако постепенно количество башен сократилось до двух, расположенных линейно-возвышено, на манер боевого корабля. Попутно на заводе номер 185 разрабатывался также и однобашенный его вариант. В сентябре 1939 года на полигоне под Москвой государственной комиссии были представлены 58-тонный Т-100 завода номер 174, 55-тонный СМК завода номер 185 и 47-тонный однобашенный КВ. Первые две машины имели 60-мм броню, по одной 76-мм и одной 45-мм пушке. KB имел одну 76-мм пушку Л-11 и более мощную броню в 75 мм - такой брони еще не бывало ни на одном танке! 17 декабря все три тяжелых танка с заводскими представителями в экипажах были отправлены на Карельский перешеек и испытаны в боевых условиях на линии Маннергейма, в районе станции Перикярви, между озером Суммаярви и незамерзающим болотом Суна-суо. Хотя атака и не удалась, ни одна машина повреждений от массированного огня противотанковой артиллерии противника не получила. На следующий день СМК подорвался на фугасе и повредил передние катки, так что ни исправить машину, ни вытащить ее с нейтральной полосы экипажам всех трех танков не удалось. Зато KB совершил рейд по ближним тылам противника, уничтожил несколько дотов и вытащил на буксире подбитый Т-28. Все танки получили десятки попаданий противотанковых 37-мм снарядов, но броня не была пробита ни разу.
На следующий день, 19 декабря 1939 года танк KB официально был принят на вооружение. Его серийный выпуск под маркой КВ-1 начался в январе, а уже в феврале появился созданный на его базе КВ-2, по сути, представлявший собой первую серийную советскую СУ, вооруженную 152-мм гаубицей М-10 во вращающейся башне. Обе машины успели принять участие в Финской войне.
Одновременно с демонстрацией тяжелых танков на том же полигоне испытывались изготовленные Харьковским паровозостроительным заводом опытные образцы новых средних танков - колесно-гусеничный А-20 и чисто гусеничный А-32. (Первый из них в некоторых источниках именуется "легким", хотя от А-32 по весу он практически не отличался.) Эти танки, предназначенные для замены БТ, проектировались с 1938 года и первоначально, при весе около 19 тонн и броне 25-30 мм, оснащались обычной 45-мм пушкой (для этого времени уже чрезвычайно слабой). Однако к сентябрьским испытаниям 1939 года был представлен усиленный вариант А-32 весом 24 тонны с 76-мм орудием Л-10 (таким же как на Т-28 последних выпусков) и несколько увеличенной толщиной брони. Этот танк получил название Т-32 и успешно прошел государственные испытания, показав хорошую скорость и высокую маневренность. Но на вооружение был принят не он, а следующая модификация - с новой пушкой Л-11 (30,5 калибра) - появившийся весной 1940 года Т-34. Испытания показали, что его 45-мм броня, расположенная под большими углами наклона, не пробивается советской 45-мм противотанковой пушкой образца 1937 года, а по скорости и запасу хода (55 км/ч и 400 км) он приближался к легким колесно-гусеничным машинам. С 1941 года Т-34 вооружался новой пушкой Ф-32 длиной 40,5 калибра.
Сравнительно успешные действия танков в Финской войне (и, разумеется, немецкие танковые блицкриги) привели к воссозданию самостоятельных организационных структур танковых войск. В 1940 году вновь было сформировано 9 механизированных корпусов. По штату каждый из них состоял из двух танковых и одной моторизованной дивизий и должен был иметь свыше 1000 танков. Однако в отличие от немецких танковых частей в советских мехкорпусах оснащенность колесной техникой была крайне низка - на 4 танка по штату приходилась всего одна бронемашина, автомобилей для сопровождающей танки пехоты было мало, бронетранспортеров не было вовсе. В феврале-марте 1941 года началось формирование еще 20 механизированных корпусов, однако укомплектовать их не успели. Главной бедой оказалась острая нехватка даже не танков, а вспомогательных средств - маневренной артиллерии на автотяге и автотранспорта. Не хватало даже бензозаправщиков, а имеющаяся артиллерия на тракторной тяге, как выяснилось уже во время боев, передвигалась со скоростью не выше 6 км/ч.
Всего в Советском Союзе с 1929 года до начала Великой Отечественной войны было построено около 30 тысяч танков - такого не знала ни одна страна мира. Правда, около 8 тысяч из них составляли плавающие танки и танкетки, вооруженные лишь пулеметами. До 1933 года было построено 7500 машин, часть их к началу войны еще числилась в строю, хотя уже безнадежно устарела. За последние полтора предвоенных года - с января 1940 года по июнь 1941 года - Красная Армия получила около 7000 танков.
На 22 июня 1941 года в РККА числилось по спискам около 23 тысяч танков - поражающая воображение цифра. Около 2/3 из них (то есть почти 16 тысяч) находилось в западных военных округах. Немалую часть этого парка составляли танкетки Т-27, Т-37А и Т-38 и устаревшие МС-1, БТ-2, двухбашенные Т-26, давно выработавшие свой моторесурс. Проще говоря, танки в Красной Армии практически не списывались - в 1939 году была даже предпринята попытка модернизировать безнадежно дряхлые МС-1 с установкой в их корпуса нового двигателя (танк получил название Т-18М). Короче, значительное количество машин годилось разве что в металлолом. Известно, что изо всех танков старых марок (т.е. всех типов, кроме Т-34, KB и, возможно, БТ-7М) 44% нуждались в среднем ремонте и 29% - в капитальном. Первое по нормативам означало необходимость ремонта в окружных мастерских, второе - ремонта на заводах танковой промышленности.
Полностью исправные танки среди машин старых марок составляли порядка 27%. То есть общее число условно боеспособных (то есть хотя бы находившихся на ходу) советских танков, по-видимому, не превышало 12 тысяч (эта же цифра встречается и у Типпельскирха), из которых около 9000 на момент начала войны находилось в западных округах (но не только на границе!). На основании приведенных выше цифр ряд работ (например, книга "Гриф секретности снят", M., 1992) вообще оценивает реальное соотношение боеспособных танков сторон на 22.06.41 как "приблизительно равное". Хотя необходимо учитывать, что Т-34 и KB значительно превосходили по своим боевым возможностям немецкие средние танки; равным образом БТ последних модификаций были значительно сильнее 38(t), не говоря уже о Pz.I и II. С другой стороны, неоценимым преимуществом немецких танков была тотальная радиофикация. В любом случае, будем ли мы считать силы "равными", или диагностируем соотношение сил порядка 1,2:1 в средних и тяжелых и около 3:1 по устаревшим легким танкам (что отвечает оценкам Типпельскирха, Гальдера, Гота и Гудериана), приводимое в "трудах" В. Суворова соотношение в 23 тысячи советских танков на 3350 немецких не выдерживает никакой критики. Оно получено с помощью очевидной подтасовки - для одной стороны взято общее списочное число машин, для другой - количество танков первой линии.
Большинство машин было распределено по механизированным корпусам - в двадцати мехкорпусах по списочному составу (то есть вместе с неисправными машинами и "мертвыми душами") насчитывалось 10394 танков. Среди них было 967 Т-34 и 508 KB (из 1861 машины этих марок, выпущенных к 22 июня).
Новые танки успели поступить в войска лишь в течение последних 1-2 месяцев и не имели обученных экипажей. Но главное - к ним зачастую отсутствовало дизельное топливо и бронебойные снаряды для 76-мм и пушек, а КВ-2 приходилось стрелять по немецким танкам бетонобойными 152-мм снарядами. Снабжение армии в первые же дни войны было нарушено, поэтому многие машины просто были взорваны при отходе, ни разу не вступив в бой. По немецким источникам, за первые два месяца войны было "подбито и захвачено" свыше 14 тысяч советских танков. Отремонтировать и ввести в строй немцы смогли лишь около 100 машин. На остальных же, даже не имевших серьезных наружных повреждений, обнаружились неустранимые поломки двигателя или ходовой части. Можно подозревать, что в таком состоянии большая часть машин уже находилась к началу войны…
Несмотря на воссоздание перед самой войной механизированных корпусов, некоторая часть танков еще находилась в пехоте (по штатам - 16 танков на пехотную дивизию), поэтому танковые контрудары оказались заведомо ослаблены. Неумение советского командования управлять войсками приводило к тому, что мехкорпусам приходилось для выхода в указанные районы сосредоточения совершать многокилометровые марши и контрмарши вне поля боя, расходуя топливо и моторесурс. Так, VIII мехкорпус по вине командующего ЮЗФ генерала Кирпоноса с 22 по 24 июня "накрутил" в сумме 500 (!) километров бесцельных передвижений взад-вперед вдоль линии фронта на участке Львов-Броды.
Поначалу тактика "блицкрига" выдерживалась четко - немецкие танковые дивизии стремились максимально быстро продвинуться в глубь территории противника, при этом всячески уходя от столкновения с советскими танками. Танковым контрударам ловко "подставлялись" пехотные части, высоко насыщенные противотанковыми средствами и способные погасить неумело организованный удар броневого кулака. На северном и центральном направлениях это срабатывало, но вот на южном фланге фронта уклониться от боев с советскими танками немецким танковым войскам не удалось. Тем более что именно здесь было сосредоточено 2/3 всех механизированных частей РККА. С 25 по 28 июня в районе Луцк-Дубно-Броды, северо-восточнее Львова, развернулось крупнейшее на тот момент в истории танковое сражение. С обеих сторон в нем участвовало свыше полутора тысяч машин. Советские войска пытались одновременными ударами с севера и с юга силами четырех механизированных корпусов отрезать и окружить вошедшие в разрыв между 5-й и 6-й армиями Юго-Западного фронта ударные части 1-й танковой группы Клейста (два моторизованных и два армейских корпуса). И хотя разгромить противника не удалось, он понес тяжелые потери и на некоторое время был остановлен. Новые советские танки Т-34 и KB действительно оказались практически неуязвимы для немецкой противотанковой артиллерии и танковых орудий - с ними могла бороться лишь 88-мм зенитная пушка. Согласно донесениям танковых частей РККА, большая часть потерянных машин KB числится взорванными при отступлении…
Но надежды на танковое превосходство не оправдались: сразу же сказалось отсутствие моторизованной пехоты, способной быстро двигаться за танками и закрепить успех наступления. Поэтому советские танки, даже прорвав оборону противника (что случалось очень часто), быстро оказывались отрезаны от своих войск и линий снабжения. Организовать же снабжение танковых частей по воздуху мешало немецкое превосходство в авиации, а также обычная для советских войск первого периода войны неразбериха. Те же танки, что находились в пехотных частях и в отдельных батальонах приданных пехоте, не могли сделать многого в условиях маневренной войны - они лишь поддерживали локальные контратаки. Вновь повторилась история кампании 1940 года, когда превосходство французов и англичан в количестве и качестве танков было сведено к нулю превосходством немецкой армии в организации и управлении подвижными войсками.
В тяжелых условиях осени 1941 года, когда эвакуация производственных мощностей привела к снижению выпуска танков, недостаток боевых машин пришлось восполнять более дешевыми и простыми в изготовлении, легкими танками. Было выпущено небольшое количество Т-50 созданного, как легкий пехотный танк на смену Т-26. Однако самой массовой легкой машиной стал Т-60, в производстве которого широко использовались автомобильные агрегаты. Он представлял собой дальнейшее развитие проекта Т-40, который в процессе усовершенствования утратил способность плавать, но зато получил более мощную броню и 20-мм автоматическую пушку ТНШ (танковый вариант авиационной ШВАК) со скорострельностью 800 выстрелов в минуту и боекомплектом 780 снарядов. Таким образом, имея броню, вооружение и скорость, практически идентичные немецкому Pz.IIF (модификация 1940 года), он был в полтора раза легче и имел в два раза большие боезапас и скорость хода. Т-60 было выпущено 6045 штук. В 1942 году на смену ему пришел более тяжелый Т-70, уже вооруженный 45-мм пушкой и с броней до 45 мм (выпущено 8226 машин). Но при том же экипаже - всего в 2 человека - командиру танка было очень тяжело одновременно наблюдать за полем боя, работать заряжающим и вести огонь из пушки и пулемета. Поэтому в 1943 году появился Т-80, экипаж которого увеличился до 3 человек, а пушка получила угол возвышения 80 градусов и зенитный коллиматорный прицел для ведения огня по воздушным целям и верхним этажам домов. Но время легких танков уже прошло, поэтому этих машин выпустили всего 75 штук.
Стремление к увеличению выпуска танков любой ценой, естественно, имело и негативные последствия. В 1942 году, в связи с нехваткой высококачественной броневой стали, для упрощения и удешевления производства были снижены нормативы на качество брони для Т-34 - отныне на них могла идти обычная котельная сталь. Зачастую, согласно указаниям "сверху", толщина брони тоже снижалась до 25-30 мм. Нехватка пушек Ф-32 приводила к тому, что в башню были вынуждены ставить 45-мм орудие (упоминается у Карпенко и хорошо видно на одной из фотографий, приведенных у Шмелева). Поэтому реальные ТТХ танков Т-34 постройки второй половины 1942 г. очень сильно различаются и отнюдь не соответствуют официальным, приводимым в документах. По сути, большинство из них было легкими машинами и отличалось весьма низкими боевыми качествами - этим, в частности, объясняются очень большие потери в "тридцатьчетверках" на Курской дуге.
Осенью 1941 года на сотне новых "тридцатьчетверок" была установлена только что созданная длинноствольная 57-мм пушка ЗИС-4 (танковый вариант ЗИС-2), оказавшаяся куда более эффективным противотанковым средством, чем стандартная Ф-34. Тогда же тяжелый КВ-1 получил 76-мм пушку ЗИС-5, а в конце 1942 года появился облегченный КВ-1С с увеличенной скоростью хода. В следующем году на его базе создали самоходную установку СУ-152, вооруженную гаубицей-пушкой раздельного заряжания МЛ-20 с длиной ствола в 28,8 калибров (620 машин). С этого момента в Советском Союзе началась массовая постройка самоходной артиллерии, довоенные разработки в области которой не пошли дальше опытных машин - часть которых, правда, участвовала в боях. А единственной советской серийной самоходкой к тому времени была 57-мм противотанковая пушка ЗИС-2, почти без защиты устанавливавшаяся на шасси полубронированного тягача "Комсомолец", - некоторое количество этих машин изготовили в Москве осенью 1941 года.
СУ-152 оказалась очень кстати, поскольку в ходе Курской битвы выяснилось, что новые немецкие "Тигры" и "Пантеры" уже превосходят советские танки по весу, а их броня не пробивается 76-мм пушками с дистанции более 500 м - в то время как 88-мм пушка "Тигра" поражала Т-34 с расстояния более полутора километров. Поэтому летом 1943 года на базе Т-34 была создана СУ-85, вооруженная 85-мм пушкой Д-5С, как и у немцев, созданной на основе зенитки (выпущено 2650 машин). В сентябре на смену ей пришла СУ-100 со 100-мм морской пушкой. Тем временем 85-мм орудие установили и на танках - в сентябре появился КВ-85, а в декабре 1943 года - новый тяжелый танк ИС-1 (ИС-85) и были выпущены первые экземпляры Т-34-85, официально принятого на вооружение в следующем году.
Но 85-мм пушка оказалась слаба для борьбы с новейшими немецкими танками, а на KB установить более мощное орудие не удалось. Поэтому в самом начале 1944 года появился ИС-2, вооруженный 122-мм пушкой Д-25Т, созданной на основе корпусной пушки образца 1937 года. Одновременно на его базе начался выпуск ИСУ-122 (2400 штук) и самой мощной советской самоходной пушки времен войны - ИСУ-152 (2800 штук). Впрочем, от ИСУ-122 она отличалась только артсистемой.
Более легкая самоходка была создана в 1943 году на немного усиленной базе снимаемого с производства легкого танка Т-70. Вес СУ-76 составил всего 10,5 т, и их было выпущено свыше 14000 экземпляров. На основе модернизированного варианта СУ-76М в конце 1943 года была создана первая советская серийная зенитная самоходка ЗСУ-37 с открытой сверху вращающейся башней и боекомплектом в 320 снарядов.
В 1942 году возобновился и выпуск бронеавтомобилей - появились легкие БА-64, созданные на шасси армейского автомобиля "ГАЗ-64". Дальнейшее развитие Т-34 дало Т-44 с усиленной до 120-мм броней. Он появился в конце 1944 года, но на фронт уже не попал. Как не попал на фронт и новый тяжелый ИС-3 - первый отечественный танк с полусферической башней.
За весь период войны в СССР было построено около 90000 танков и самоходных установок (80 000 до конца 1944 и еще 15 000 за первое полугодие 1945 года). Из них 15000 - легкие танки и 21 000 - САУ. С осени 1941 года в СССР поставлялись также танки из Англии и США - всего около 14500 машин, среди которых было 4063 "Шермана", 3782 "Валентайна", 1665 "Стюартов", 1386 "Грантов", 1084 "Матильды II", 300 "Черчиллей" и около 1800 САУ - как правило, зенитных. Поставлялись в СССР также бронеавтомобили и бронетранспортеры - в основном английский "Универсал". В сумме Советская Армия за войну получила 109000 единиц отечественной и импортной гусеничной бронетехники.
Фотографии и краткое описание бронетехники предоставлены Tormoz'ом
PZ-1 вооружение 2 пулемета mg-13,двигатель 57 лошадей,вес 5.5 тонн.
PZ-2 вооружение 20мм пушка и пулемет,двигатель 130 лошадей,вес 9 тонн
PZ-3 вооружение 37-50 мм пушка
Вес от 15 до 23 тонн,двигатель 285 лошадей.
PZ-4 вооружение 75мм пушка
двигатель 265 лошадей,масса от 17 до 25 тонн.
PZ-5 пантера вооружение 75мм пушка,двигатель 700 лошадей
Вес 45 тонн
PZ-6 Tiger (тигр) Пушка 88мм,вес 57 тонн,двигатель как у пантеры 650-700 лошадей.
PZ-6 Tiger 2 Пушка 88мм,двигатель как у пантеры 700 лошадей,
Вес почти 70тонн
Т-26 Вооружение 2 пулемета или 37-45 мм пушка,двигатель 90-100 лошадей,вес 8-9 тонн
БТ-7 вооружение 45мм пушка,двигатель 500 лошадей,вес 14 тонн.
Т-34-76 Вооружение 76мм пушка,двигатель 500 лошадей,вес 25 тонн.
Т-34-57 малая серия с 57мм противотанковой пушкой остальное смотри на Т-34-76.
Т-34-85 тот же Т-34-76 только с новой пушкой и башней,двигатель немного другой 450 лошадей.
КВ-1 вооружение 76мм пушка,двигатель 500 лошадей вес 43 тонны.
Ёще есть КВ-1с облегченый (броню поснимали)
И КВ-85 малой партией с новой башней и пушкой на базе КВ-1с
ИС-2 пушка 122мм,двигатель 520 лошадей,вес 46 тонн.
Вот собственно основные наши и немецкие танки которые воевали.
КВ-1 который на фотке ЛАПАЛ ЛИЧНО!